18+

Суббота, 26 апреля, 2025
spot_img
ДомойМнение экспертаКризис на авторынке: рост цен, падение спроса и миф о возвращении западных...

Кризис на авторынке: рост цен, падение спроса и миф о возвращении западных марок

Российский авторынок столкнулся с серьезным кризисом. Несмотря на активные скидки от дилеров, следующее поколение автомобилей ожидаемо подорожает. О причинах спада, структуре цен и перспективах возвращения западных брендов в интервью URA.RU рассказал глава ассоциации «РОАД» Алексей Подщеколдин.
«Автомаркетолог» ознакомился с публикацией и ниже приводит основные мысли из нее.

Спрос на автомобили резко снижается

Падение продаж началось еще в четвертом квартале 2024 года, а к февралю 2025-го рынок просел на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно сильно пострадал сегмент грузовых автомобилей — там спад достиг 40-50%. Основная причина — недоступность кредитов из-за рекордно высокой ключевой ставки ЦБ в 21%. Лизинг также стал слишком дорогим, что фактически заблокировало обновление автопарка.

Финансовые возможности населения тоже сократились. При средней зарплате в 70-80 тысяч рублей позволить себе новую машину за 2-3 миллиона рублей могут лишь 5% россиян. На этом фоне автопроизводители уже переходят на сокращенную рабочую неделю, а склады переполнены нереализованными автомобилями. Если ситуация не изменится, потеря даже четверти рынка обернется сокращением выручки на 5 трлн рублей и недополучением бюджета 1 трлн налогов, что ударит по всей экономике.

Возвращение западных марок — пока лишь слухи

Некоторые покупатели надеются, что с возвращением в Россию японских, корейских и европейских брендов цены стабилизируются. Однако, по словам эксперта, это иллюзия. Мировые цены на автомобили выросли, а официальное возвращение западных компаний возможно только после полной отмены санкций, что в ближайшее время маловероятно.

Даже индийский автопром, несмотря на бурный рост, не решается выходить на российский рынок из-за опасений санкционных рисков. Таким образом, рассчитывать на скорое появление «старых» брендов по доступным ценам не стоит.

Почему машины так дорожают?

Около 40% стоимости иномарки формируется за счет государственного регулирования — таможенных пошлин, НДС, акцизов и утилизационного сбора. Последний, введенный в 2024 году, добавляет к цене небольшого автомобиля до 700 тысяч рублей. Еще одним фактором роста цен стало подорожание логистики: из-за санкций доставка машин в Россию теперь занимает больше времени и требует обходных маршрутов.

В результате средняя цена нового автомобиля в 2024 году достигла 3,35 млн рублей — на 46% выше, чем в 2022-м. При этом временные скидки в 100-200 тысяч рублей связаны лишь с переполненными складами и не означают долгосрочного снижения цен. Напротив, китайские производители, доминирующие на рынке, уже сократили поставки, и новые партии придут по более высоким ценам.

Будущее рынка: больше Китая, меньше «однодневок»

После ухода западных брендов российский рынок заполонили китайские автомобили — их доля достигла 60%. Однако лишь несколько марок, таких как Changan, Chery, Geely и Haval, смогли закрепиться, открыв сборочные производства и сервисные центры. Многие другие китайские бренды ввозятся в ограниченных количествах и не обеспечивают должного сервиса, из-за чего теряют доверие покупателей.

Эксперт отмечает, что России необходим закон, регулирующий выход автопроизводителей на рынок и их ответственность перед потребителями. В развитых странах компании обязаны десятилетиями обеспечивать запчастями проданные машины либо выплачивать компенсации. Без подобных мер российский рынок рискует остаться зоной повышенных рисков для покупателей

Кризис на авторынке обусловлен экономическими факторами, и быстрого выхода из него не предвидится. Цены продолжат расти, а надежды на возвращение западных марок пока не оправдываются. Китайские производители укрепляют позиции, но рынку требуется системное регулирование, чтобы избежать наплыва ненадежных игроков. В ближайшее время ключевым вопросом станет не столько доступность новых авто, сколько сохранение стабильности отрасли в условиях санкций и высокой инфляции.

Источник

Татьяна Акимова
Татьяна Акимова
Татьяна Акимова — генеральный директор "Автомаркетолога", в прошлом - журналист, бывший главный редактор журналов «Кузов» и «Автокомпоненты», продюсер в продакшене Akolesitsa.
- Реклама -yandex.zen

Популярное