18+

Пятница, 7 ноября, 2025
business.auto.ru
ДомойАналитикаАвторынок по федеральным округам: «первичка» сдала позиции, «вторичка» удержалась

Авторынок по федеральным округам: «первичка» сдала позиции, «вторичка» удержалась

По данным «Автомаркетолога», за январь–сентябрь 2025 года рынок новых легковых автомобилей сократился на 22,8% год к году — до 897 619 ед., тогда как рынок автомобилей с пробегом снизился лишь на 1,2% — до 4 985 853 ед. Структура спроса по федеральным округам показывает, что провалы в «первичке» носят повсеместный характер, тогда как вторичный авторынок остается более стабильным и тянется регионом-локомотивами.

В на рынке новых легковых автомобилей ключевую нагрузку несет Центральный округ: 317 663 ед. за девять месяцев при доле 35,4% и падении на 24% к прошлому году. На втором месте Приволжский ФО — 212 251 ед., 23,6% рынка и наимягчайшая среди крупных округов динамика, минус 17%, что отражает высокую чувствительность потребителей к цене и больший вес отечественных моделей.

Северо-Запад показал продажи на уровне 104 072 ед. (11,6%; −23%), Южный ФО — 96 968 ед. (10,8%; −28%), Уральский округ — 68 329 ед. (7,6%; −23%). Сибирь продала 49 761 ед. (5,5%; −24%), а СКФО — 40 806 ед. (4,5%; −28%). Минимальный вклад — у Дальневосточного округа: 7 769 ед., 0,9% рынка при снижении на 19%.

В совокупности это формирует «широкий фронт» падения, где даже регионы с традиционно высоким присутствием китайских брендов не смогли компенсировать просевшие объемы отечественных моделей. На уровне брендов лидерство сохраняет Lada — 238 098 ед. (доля 26,5%; −25,4%), среди китайских марок сильнее остальных в абсолюте Haval — 109 850 ед. (12,2%; −20,0%), далее Chery — 88 324 ед. (9,8%; −30,6%), Geely — 62 803 ед. (7,0%; −45,1%) и Changan — 50 611 ед. (5,6%; −39,4%); точечный рост доли демонстрирует Belgee на низкой базе. В моделях по итогам девяти месяцев впереди Lada Vesta и Lada Granta, но обе с двузначной отрицательной динамикой, что и задает общий вектор «первички».

На рынке автомобилей с пробегом разрыв по округам значительно меньше. Центральный округ — 1 170 188 ед. (доля в размере 23,5% от всего рынка; −2% год к году) удерживает лидерство по объему, но темпы снижения умеренные. Южный округ — 828 089 ед. (доля 16,6%; −2%) и Приволжский ФО — 874 751 ед. (17,5%; 0% к прошлому году) фактически стабилизировали рынок. В Приволжье продажи удержались на уровне прошлого года, что коррелирует с высокой оборачиваемостью массовых моделей. Сибирский округ показал перерегистрации на уровне 640 905 ед. (12,9%; −3%), Уральский округ — 401 523 ед. (8,1%; −1%), Северо-Западный ФО — 394 461 ед. (7,9%; −3%), Дальний Восток — 264 157 ед. (5,3%; −1%). Позитивным исключением стал Северо-Кавказский округ: 411 779 ед., доля 8,3% и рост на 5% к прошлому году — региональный спрос поддержан высоким уровнем межрегиональных перепродаж и дефицитом доступных новых машин. Среди брендов вторички доминирует Lada — 1 191 585 ед. (23,9%; −2,1%), далее следуют Toyota — 476 916 ед. (9,6%; −3,4%), Hyundai — 260 183 ед. (5,2%; −6,9%), Volkswagen — 212 611 ед. (4,3%; −8,7%) и Renault — 162 611 ед. (3,3%; −5,1%). В моделях лидируют Lada 2190 Granta (121 221 ед.; доля 2,4%), Lada 2107 (107 627; 2,2%), Kia Rio (95 854; 1,9%) и Hyundai Solaris (92 561; 1,9%), что подтверждает устойчивость «классического» парка и спроса на бюджетные седаны/хэтчбеки.

В результате на «первичке» мы видим синхронное сокращение во всех округах с наименьшей просадкой в Приволжье и сохранением структурного лидерства Центрального макрорегиона. На вторичном рынке география более сбалансирована: Центральный, Южный и Приволжский округа формируют почти 58% всех сделок, при этом Северный Кавказ — единственный округ с ростом к прошлому году. Такой расклад закрепляет «двухскоростной» рынок: первичная продажа становится жестко завязанной на ценовые и логистические ограничения, тогда как вторичная транзакционная активность перераспределяется между регионами без драматических перекосов. Для дилеров и сетей сервисов это означает приоритизацию трейд-ина и закупочного контура б/у в южных регионах и Приволжье, а для импортеров — необходимость тонкой настройки модельного ряда под спрос Центрального округа, где падение объемов наиболее ощутимо, но емкость остается максимальной.

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
- Реклама -yandex.zen

Популярное